Реклама в Интернет
  Все Кулички
  "Заневский Летописец"
  "Сам себе 03"
Корзина для метеорита
Корзина
Культурный слой
  Конец 2002 года
  Середина 2002 года
  Начало 2002 года
  Конец 2001 года
  Середина 2001 года
  Начало 2001 года
  Конец 2000 года
  Середина 2000 года
  Начало 2000 года
  Конец 1999 года
  Середина 1999 года
  Начало 1999 года
Проекты
 Помощь до "Скорой"
  "В мире событий"
  "Умелые руки"
 Город Тында
  "Предки"
 
  doka(a)kulichki.com
 

 

    ©2000-2003
 
   

Конец 1999 года

Про кино


     Там как раз был напечатан первый вариант сценария "Сталкера". Разница с фильмом разительная. Ну про это я уже писал. Там же БН говорил, что немцы собираются снимать фильм по "Трудно быть богом". Как я его хотел посмотреть! И через несколько лет увидел по телевидению. Боже! ТАК испохабить вещь - это надо иметь талант. Уродство просто гениальное. Фильм, почему-то, обьявился совместным, российско-с-кем-то-где-то.
     Стругацких не было в авторах сценария, и, по-моему, даже не упоминалось по какой книге снята эта фильма. БН говорил про это кино: "Блеск мечей и вспышки лазеров" - так и этого нет! Сидя дома перед телевизором совсем один я так орал и возмущался, наверное соседи думали - жену бью. Как видите, не только с интервьюерами у братьев проблемы.
     И, раз уж в тему, из всяких "временных учеников" и подражателей мне понравилась единственная вещь - пародия. Где была напечатана, сейчас не упомню, но очень давно. Я, однако, еще в школе учился. Вещица маленькая и добродушная.
     А, вспомнил! Это как раз после выхода "Отеля у погибшего онаниста" на экраны. Значить в начале 80-х, андроповская оттепель. А почему вспомнил: когда в конце новеллы ошалевший рассказчик пробивается сквозь толпу рыцарей с мечами, нежити и космопроходцев с загорелыми лицами, он видит за столом в комнате двух человек, из под пера которых это все и вылетает. И когда рассказчик кричит "Прекратить!", люди вскакивают друг-другу на плечи и гиганскими шагами убегают. На вопрос в спину: "Вы куда?", издалека доносится: "На Мосфильм..."

     Я видал и худшие спекуляции на имени Братьев. Например, "Отель". Или "Миллион лет до нашей эры" Сокурова.

     Может потому я так отреагировал на "Трудно быть богом", что эта книга у меня в числе любимых. Зная ндравы киношников, полного соответствия оригиналу и не ожидал, но то, что я увидел вызвало у меня сенсацию (если дословно от sensus - чувство. Т.е. потрясение чувств :-)). Особенно то место, где высокоморальные наблюдатели сладострастно наблюдают интимный акт дона Руматы. Хотя тот и глаза закрыл, пытаясь соблюсти приватность. Так нет! Все равно умудрились подсмотреть, вуайеристы фиговы!

     Кстати сказать, это эмоции в вас играют.
     Не  сладострастно. Даже некий кофликт у них при этом нарисовался.
     Скорее, с любопытством. Как энтомологи за жуками.
     Хотя в общем неясно - зачем. Новое, что ли, надеялись увидеть? Или не хватало звуков? Ясно же, здесь ваш Румата, и в течение двух-трех минут никуда не денется.
     То есть любопытство, я хочу сказать, абсолютно бессмысленное.
     Скажем, когда он ходил к высопоставленной шлюхе, такой надзор имел бы хоть какой-нибудь смысл: а вдруг она в самый неподходящий момент проговорится и выдаст Страшную Государственную Тайну?
     И то вряд ли.
     А подглядывать за интимным актом любви (совершенно без подтекста) и выдавать это за "научные" исследования - супераморально.
     И таких дурацких натяжек там полно.
     Ну хотя бы последняя идея о том, что основная цель: не воспитание бедных аборигенов, а эксперимент за "воспитателями".
     Разность между технической сложностью эксперимента и тривиальностью задачи настолько велика, что эти горе-экспериментаторы выглядят полными идиотами.

     "Отель" - поделка коньюнктурная, а "Миллион лет до нашей эры" Сокурова... У меня осталось ощущение, что режиссер находится под сильным впечатление "Сталкера". Или сознательно подражает, пытаясь даже превзойти мэтра. Получилось это IMHO неважно, плохо получилось. Наваляв тьму психологических заворотов, получил на выходе нечто вполне психиатрическое. Творчество психов когда-нибудь видели? Психоаналитика бы ему хорошего.

     В целом правильно, но это - частность.
     Дело в том, что Тарковский - апологет-ученик-последователь Феллини. Он у него учился и ему подражал.
     Где он ученик, где - последователь, а где - апологет, вопрос сложный.
     В "Ивановом детстве" - явный ученик и подражатель, а в том фильме, где дом горит (как называется? - склероз) - явный апологет.
     У него получается хорошо, когда он говорит от себя, в "Зеркале", например. Но эти мои рассуждения крайне субъективны.
     Сокуров же, грубо говоря, это вторая производная. Он тянется за ними обоими, аж жилы рвет.
     И чем больше рвет, тем хуже получается.
     В "Миллионе" он совсем из штанов выскочил, так что смотреть невозможно стало. А скажем, в "Параде планет" влияние их (Феллини и Тарковского) явно просматривается, но не давит, и фильм получился вполне приличный.
     А местами - просто отличный.
     А фразы?
     "Вчерашний поезд ушел вчера, а завтрашний - будет завтра".
     Блестяще! "Сегодня", "сейчас" вообще не существует.

     А "Солярис" сильно выпадает из стиля Тарковского, вы не находите? Собственно говоря, у него все "выпадает", то есть все - разное, но Солярис снят в наиболее традиционной манере.

     Да, традиционнее, пожалуй, только "Иваново детство". Но это, кажется, первый из его фильмов.
     "Солярис" считаю классикой. Без наворотов, без убойно-сногсшибательных выкрутасов получился полный эффект правдоподобия. Особенно умилила меховая душегреечка на отце главного героя (дело-то в далеком будущем происходит, по контексту). И тоска от невыносимости понять непонятное чувствуется. В то время, когда "лучшие образцы" нам разьясняли как мы все превзойдем, победим и переделаем. Это, конечно, Лемовское, но все же...


Назад                Обложка                  Вперед


Реклама в Интернет